В этом выпуске я расскажу вам о различии в строении
мозга мальчиков и девочек. Это поможет вам понять, чего следует ожидать от детей,
а также как создавать необходимые условия для их обучения.
В книге "Удивительные мальчики" (1997 г.) Бен Гариен
описывает 7 структурных различий в строении мозга мальчиков и девочек.
Мальчики:
Объем головы на 10%
больше, чем у девочек
Доминирует правое
полушарие
Мозг
"включается" и "выключается" (т.е. не остается
"включенным" постоянно). Теперь понятно, почему девочкам легче
выполнять несколько задач одновременно
Деятельность мозга
стимулируется эмоциями, возникающими при двигательной активности.
Слышат меньше звуков,
чем девочки. Трудности в распознавании звуков, исходящих сзади или
спереди.
Одно ухо является
доминирующим
Обладают необычными
поведенческими стереотипами
- стремятся быстро и
сразу получить награду
- при решении проблемы
действуют быстро
- любят заниматься
тем, что требует двигательной активности
Девочки:
Более широкая
перепонка, разделяющая правое и левое полушария мозга
Языковые центры более
крупные и развиваются раньше
Мозг
"включен" постоянно, т.е. девочки могут выполнять несколько
задач одновременно
Мозг стимулируется
эмоциями, возникающими в языковом центре. Вследствие этого, девочки
обладают большей способностью к установлению контактов с другими людьми
Кроме структурных различий, девочки и мальчики
обладают гормональными различиями. В телах мальчиков содержится большее
количество тестостерона, а у девочек больше серотонина. (Не забывайте, что мы
приводим средние данные. У каждого ребенка есть свои особенности).
Больший уровень тестостерона у мальчиков приводит к
их большей двигательной активности, агрессивности, к трудностям в обучении,
невозможности установления прочных контактов с ними. Мальчики более
прямолинейны, открыты и склонны к риску.
Исследования показали, что мальчики склонны к
проявлению взрывов физической и двигательной активности, за которыми следуют
периоды бездеятельности. Их игры требуют большего пространства и энергии, чем у
девочек. Мальчики раньше проявляют физическую независимость от родителей, более
беспокойны, легче поддаются переменам настроения, реже, чем девочки, пребывают
в хорошем расположении духа.
Наоборот, девочки, у которых уровень тестостерона
ниже, более ориентированы на языковое общение, более пассивны, их активность
управляема, движения плавные. Они демонстрируют большее участие к людям,
позднее развивают физическую независимость от родителей, в играх используют
меньшее количество пространства и энергии. Дополнительное количество серотонина
дает девочкам хорошее расположение духа, спокойствие, меньшее колебание
настроения и менее импульсивное поведение.
В соответствии с половыми различиями, различиями в
строении мозга и гормональными уровнями кровообращения, фактически, мы должны
строить две различные системы обучения. Понимание этих проблем поможет нам
создать нужную обстановку в классе. Однако пол не подскажет вам индивидуальное
строение мозга ребенка. Поэтому лучше не судить о том, с каким мозгом вы
сталкиваетесь - "женским или мужским". Если вам неизвестен уровень
тестостерона и серотонина в крови, руководствуйтесь исключительно тем, как
ведет себя ребенок.
На основании этого материала я сделала некоторые
выводы о том, какие подходы следует применять при обучении мальчиков.
Обучение мальчиков
любого возраста будет проходить намного успешнее, если в процесс обучения
вы будете включать двигательные упражнения.
У вас есть совсем
немного времени для поддержания внимания мальчиков.
Вам будет легче
поддерживать интерес мальчиков, если вы предложите им решить
пространственную задачу (а не задачу, описанную на словах).
Мальчики плохо
разбираются в мимике, поэтому давая им указания, используйте слова.
Обычно мальчики
проявляют более энергичные подходы к решению проблем, чем девочки.
В среднем мальчики
способны контролировать свои движения не так долго, как девочки.
Когда мальчики не
смотрят на объект, это не означает, что они потеряли интерес к нему.
Мальчики не так долго смотрят на объекты, как девочки.
Обычно мальчики
проявляют большую физическую независимость, однако эмоционально они так же
зависимы, как девочки.
Мальчики слышат и
различают вкус хуже, чем девочки.
В среднем мальчики
обучаются чтению хуже, чем девочки, примерно в три раза.
Вы будете более
успешны, если потратите на устное объяснение большее количество времени.
Вы будете более
успешны, если включите в процесс обучения мальчиков разные истории, игры и
демонстрацию движения объектов в пространстве.
Вы будете более
успешны, действуя через более "сильное" ухо мальчика - его
"сильное" полушарие.
Мальчиков привлекают
компьютерные игры, телевидение и другие визуальные средства.
При работе с
мальчиками используйте недвусмысленные и концентрированные указания.
Родители и учителя могут использовать эту
информацию для создания яркой обучающей атмосферы, которая будет
соответствовать строению мозга мальчиков, их физической потребности в движении
и активности и позволит им ощутить свой успех в обучении.
Поскольку большинство учителей женщины, они не
могут представить то, что происходит в "мужском" мозгу. Из-за этого в
школах проявляется тенденция "нежелательности" типичного мужского
поведения. Если мы не приспособимся к мужскому мозгу, то нашим мальчикам
придется испытать явную дискриминацию в академическом процессе. Если мерилом
успеха в школе становится типично женское поведение, то мальчики обречены на
провал. Школьная среда должна уважать и ценить нужды обоих полов.