В ЗАЩИТУ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ!
Пятница, 15.12.2017, 14:22
Рубрика
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ [12]
МЕТОД МОНТЕССОРИ [23]
ЗНАНИЕ О КОСМИЧЕСКИХ ЧАСАХ ПОМОЖЕТ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА [17]
Форма входа
ПОДЕЛИСЬ ССЫЛКОЙ
Поиск
НОВОЕ НА САЙТЕ
  • Жил был маленький свет
  • АНТАХКАРАНА САЙТА

    как пользоваться?
    НАШИ САЙТЫ
  • ФИОЛЕТОВОЕ ПЛАМЯ. УЧЕНИЯ ВОЗНЕСЕННЫХ ВЛАДЫК
  • АШРАМ ЭЛЬ МОРИИ
  • КРАСОТА СПАСЕТ МИР
  • ПУТЬ К ИСЦЕЛЕНИЮ
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Мини-чат


    Приветствую Вас Гость
    Главная » Статьи » ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ » МЕТОД МОНТЕССОРИ

    Любовь учителей
    Мария Монтессори

    Ребенок чувствителен ко всему, что он воспринимает от взрослых. Он хочет подчиняться взрослому во всех отношениях. Мы даже не представляем, насколько он готов к повиновению. Вот пример. Ребенок положил свои туфли на кровать. Мать сказала ему: Не делай так! Комнатные туфли грязные, - и она убрала покрывало.

    После этого всякий раз, когда ребенок видел комнатные туфли, он восклицал: «Это грязно!» и шел к кровати, чтобы убрать их. Чего еще можно желать? Ребенок восприимчив и чувствителен в такой степени, что взрослому следует хорошенько контролировать свои слова и действия, потому что буквально все запечатляется в сознании ребенка. Он весь – послушание, потому что послушание есть его образ жизни. Он любит и благочтит взрослого, из уст которого выходит мудрость, которая помогает  ему жить.

    Дети любят взрослых; и это то, что мы должны знать о них. Тем не менее мы постоянно говорим о том, как родители и учителя сильно любят детей. Некоторые даже объясняют, как надо научить детей любить своих матерей, отцов, учителей – всех взрослых. Кто же эти инструктора? Чаще всего те, кто оценивают всю детскую деятельность как дурное поведение и карают за ошибочный поступок. Взрослый не может стать учителем любви без специальных усилий, без раскрытия своего сознания на это видение мира, более громадного, чем его собственный.

    Да, дети глубоко любят взрослых. Когда ребенок идет спать, он хочет делать это в присутствии взрослых, тех, кого он любит. Но взрослый при этом думает: «Эти глупости надо прекратить! Мы испортим ребенка, если будем стоять у его кроватки.» Или: «Нельзя, чтобы ребенок подходил к взрослому столу. Лучше мы сделаем вид, что не собираемся есть». Но ребенок только хочет присутствовать, когда любимые им люди едят. Он перестанет плакать, когда его подведут к столу. А если он будет плакать и за столом, то это от того, что никто не обращает на него внимание. Он хочет быть частью коллектива.

    Кто еще выплакивает пылкое желание быть с нами, пока мы едим? И с какой грустью мы произнесем в один прекрасный день: «Никто сейчас не плачет из-за того, что меня нет рядом с тем, кто засыпает, никто не думает обо мне…». Только ребенок помнит и говорит каждую ночь: «Не покидай меня, побудь со мной». Иногда ребенок просыпается утром и идет будить своих родителей, которым хотелось бы еще поспать. Взрослые выражают недовольство по этому поводу. Но ребенок – это целомудренное создание – ведет себя именно так, как и следовало бы вести. Когда солнце всходит, всем следует вставать. Ребенок идет к родителям, как будто говоря: «Учитесь жить разумно. Вставайте! Утро пробуждает вас». Но ребенок не учитель. Он только любит своих родителей: «Я не бужу тебя мама, я только поцеловал». Часто ли кто-то в жизни идет к нам, чтобы просто увидеть и поцеловать? А мы осуждаем ребенка. Мы считаем его поступок дурным поведением, которое должно быть исправлено.

    Ребенок любит пробуждение не только по утрам. Ему нравится бодрое состояние отца и матери, которые, увы, часто остаются спящими всю жизнь. Мы все имеем тенденцию спать. Ребенок, это новое создание, пришедшее в жизнь, только и держит нас в состоянии бодрствования. Он появляется каждое утро, как бы говоря: «Посмотрите, это другая жизнь. Вы можете жить лучше, чем вы живете».

    Мы всегда можем жить лучше, потому что у человека есть стремление к лени. Ребенок – как раз тот, кто поможет взрослому встать. И если взрослый не делает этой попытки, ребенок теряется, понемногу ожесточается и, наконец, становится равнодушным.

    Новое воспитание
     
    Идея о том, что воспитание должно начинаться с рождения, была и есть тема постоянных дискуссий. Она возникает как абсолютно теоретическая и на практике не выполнимая. По крайней мере, дискуссии не касались реального обсуждения здоровых потребностей ребенка. Есть, например, врачи, которые обсуждают планы развития детей с первого года жизни в специальных школах. Они, например, испытывают их руки и ноги, чтобы подготовить для последующих движений. Конечно, они ошибаются, потому что у новорожденного есть все необходимое, чтобы активно действовать. Такие попытки воспитания младенца наносят ему только вред. Я могу опровергнуть такой подход к воспитанию и провозглашаю, что представлять воспитание новорожденного ребенка подобным образом – ошибочно, потому что взрослый, который упражняет конечности ребенка, навязывает ему свой собственный способ действий, закрепляя тем самым всеобщую ошибку. Взрослому никогда не следует формировать ребенка по своему собственному подобию. Ребенка надо оставить в покое и действовать, лишь исходя из его глубинного понимания. Физические движения приходят изнутри ребенка, они организованы его внутренней жизнью. Этот механизм был описан как воплощение. Мышцы не развиваются правильно, пока не разовьется воля. Мы можем ничего не делать, а только ждать эту внутреннюю жизнь, организующую себя. Однако мы должны поощрять в себе постижение процесса развития. Мы нуждаемся в прямом общении с ребенком, особенно при помощи языка. Тогда появится уверенность, что есть что-то такое, что требует внимательного наблюдения.

    Вообще мы склонны рассматривать ребенка как зеленую траву или как существо, причиняющее нам беспокойство, требующее ухода и заботы, да еще постоянно ревущее. Из года в год ему уготован только уход при полном игнорировании его духовного развития. Правы религии, которые утверждают, что человеческая сущность присутствует уже в младенце. Христиане крестят ребенка, веруя, что он уже владеет душой, признавая его духовную жизнь. Однако они не занимаются скрытой в человеке личностью в наиболее важный для него период развития и это опасно.

    В этом смысле именно то, что препятствует развитию ребенка в наиболее восприимчивые периоды его жизни, может повлиять на созидание его индивидуальности. Нам необходимо понимать, что это есть проблема из проблем не только в воспитании, но и в истории человечества.

    Новорожденный ребенок
     
    Мы рассматриваем цивилизацию как средство, с помощью которого человек постепенно приспосабливается к окружающей его обстановке. Если это так, то кто, если не новорожденный ребенок, испытывает больше неожиданных и кардинальных изменений? И какими мерами предосторожности наша цивилизация содействует новорожденному ребенку, который буквально переходит из одного состояния в другое?

    Эту первую страницу человеческой жизни еще предстоит написать, потому что никто не пытался узнать, раскрыть требования новой жизни. Ужасная истина: ошибки раннего детства мы несем с собой через всю жизнь. Невероятно, но рождение – этот наиболее трудный момент во всей человеческой жизни – никогда не был признан как кризис не только матери, но и ребенка!

    Кризис ребенка заложен в его полном отделении от матери, которая к тому времени уже все для него сделала. В этот момент ребенок предоставлен только своим собственным силам и может рассчитывать только на свои собственные жизненные функции. До этого он спокойно рос в теплой жидкости, специально для него созданной и защищающей от дисбаланса температур, от малейшего мерцания или незначительного звука. При родах его выбрасывают из этого «дома», выталкивают из совершенного покоя в изнурительный для родившегося создания мир. Его тело раздавлено почти так, как если бы он прошел между двумя жерновами. Он приходит к нам изнуренным, как странник, который возвратился из дальних стран.

    Но что мы делаем, чтобы принять его и помочь ему? Все внимание обращено к матери и доктор производит лишь беглый осмотр ребенка, единственно чтобы установить, жив он или мертв, здоров ли. Родители рассматривают его с глубокой радостью, их эго удовлетворено – ребенок прекрасен, он воплощает их тщетную надежду продолжения рода, любви, объединения семьи.

    Но пока мать свободно отдыхает в затемненной комнате, кто думает о том, чтобы и ребенку, который не менее устал, дать отдых в темноте, чтобы он мог потихоньку адаптироваться к новой окружающей среде. Никто не видит в ребенке существо, которое страдает, никто не учитывает восприимчивости маленького тела, которого прежде никогда не держали в руках, его реакций на многочисленные физические впечатления и на каждое незнакомое касание.

    Если мы понаблюдаем за животными, то увидим, что самка поднимает своих детенышей, предохраняет их от света на протяжении определенного промежутка времени и защищает их теплом своего тела. Она ревностно охраняет их и никогда не позволяет другим животным приближаться, смотреть на малышей, а детенышам двигаться. Но ни природа, ни цивилизация не предусматривает, как все-таки облегчить сложность адаптации новорожденному человеческому существу. Многие считают, что если ребенок выживет, то этого уже достаточно. Новорожденному ребенку следовало бы позволить оставаться в эмбриональной позе после рождения, но его немедленно одевают, пеленают. Его конечности, такие хрупкие и слабые, уже натянуты с силой.

    Мы провозглашаем, что здоровый ребенок может сопротивляться и адаптироваться в природе, как и все живое. Но делаем все наоборот: укрываемся теплым одеялом, пытаясь сохранить тепло зимой, сидим в мягких комфортабельных креслах. Почему мы не живем свободно в лесах, если мы такие сильные?

    Смерть, как и рождение – закон природы, которому мы все должны подчиняться. Почему же мы в каждом возможном случае стремимся облегчить ужасный момент смерти? Однако мы никогда не думаем, как облегчить страдания в момент рождения. Это похоже на какую-то слепоту и глухоту в нашей душе. Что-то подобное темному пятну в глубине глаза – такое же темное пятно есть и в глубине жизни.

    Мы должны прийти к полному пониманию состояния жизни новорожденного ребенка, только тогда станет очевидной необходимость его естественного вхождения в жизнь.

    Новорожденный ребенок должен стать объектом умной заботы. Держать его надо с предельной мягкостью, его не следует двигать и трясти, прикасаться к нему с величайшей нежностью. В первый момент или даже в первый месяц жизни ему необходим полный покой. Младенца надо оставить голеньким, согретым только воздухом в комнате. Не одевать его и не завертывать в одеяло. Он имеет небольшой жар тела, благодаря которому противостоит температурным изменениям. Одежда является незначительной помощью.

    Не могу настаивать на этих аргументах, потому что каждая женщина скажет мне, что я игнорирую традиционные способы ухода за ребенком в разных странах. В этом случае я отвечаю просто: «Мне известны эти различные методы, потому что я изучила их в разных странах и с глубочайшим интересом провела научные наблюдения. И я определила, что в этих  методах немало недостатков. Повторяю: «Всем нам не хватает осознанной необходимости принимать новорожденного ребенка должны образом».

    Неведение, непонимание, того, что есть ребенок – следствие наших подсознательных представлений и раздражения по отношению к нему, инстинктивной защиты своих позиций. Нами овладевает страх, что ребенок разрушит обычный порядок нашей жизни, испортит или испачкает наш дом. Когда же он все же появляется в нашей жизни, мы начинаем общаться с ним, заботясь прежде всего о собственном благополучии и подавляем так называемые капризы ребенка. Он же становится рабом этих капризов, а для нас – благовоспитанным дитя.

    Очень часто, не понимая сущность ребенка, мы определяем его поведение капризным, но оно таковым вовсе не является. Например, в 1-2 года у ребенка есть положительная потребность видеть предметы всегда на своих местах и привычно используемыми. Если кто-то нарушает этот знакомый порядок, ребенка это глубоко оскорбляет, он защищается тем, что кладет предметы назад, в установленное для них место. А мы расцениваем это как каприз.

    В моих школах даже самые маленькие дети проявляют потребность положить предметы туда, где они лежали. Например, один ребенок стоял и рассматривал песок, который был разбросан на полу. Его мать увидела песок и убрала его. К ее изумлению малыш расплакался, собрал песок и вернул его на прежнее место.

    Мать другого ребенка почувствовала, что день теплый, сняла свое пальто и набросила его на руку. Ребенок начал плакать, и никто не мог понять, почему он не успокаивался до тех пор, пока она не надела пальто вновь. Ребенок видел предмет в незнакомом положении и это расстроило его.

    Взрослый в таких случаях предполагает, что, наказывая ребенка, он исправляет его недостатки. Но ясно, что бесполезно корректировать дефекты, которых у ребенка не будет, когда он станет взрослым. Где вы видели взрослых, которые плачут, когда женщины перекладывают с руки на руку свое пальто?! Мы не можем объяснить себе действия детей и рассматриваем их как формы недостойного поведения. Нам следовало бы понять, по крайней мере, что такие «дефекты» наконец исчезнут, и они не стоят того, чтобы о них беспокоиться. Если мы согласимся с таким подходом к ребенку, мы многое поймем в нем и будем любить его таким, как он есть.

    Еще один пример. Я знала двухлетнего ребенка, которого няня мыла всегда в одной и той же ванне, одним и тем же способом. Однажды она уехала и другая няня заменила ее. Ребенок плакал все время, когда новая няня мыла его. «Почему ты плачешь? Разве она не прекрасная леди?» – спросили малыша. Ребенок ответил: «Но она моет меня наоборот». Одна начинала с головы, другая – с ног. 
     
    Руководящие указания и порядок занятий
    для детских домов и для детских садов.
    Рим, 9 февраля 1914 года.
     
    Из главы «Физическое воспитание».

    Воспитание материнское. Приучение к чистоте и порядку: практические навыки (чистота кожи, ногтей, рта и пр.). Ванны. Чистка платья и сапог. Причесывание. Помощь на кухне (чистка овощей и пр.). Накрывание и уборка стола. Уборка полотенец, губок, мыла. Снимание и надевание пальто, шапок и сапог, их уборка, застегивание, зашнуровывание. Подметание полов, смахивание пыли, уборка дидактического материала.

    Занятия на свежем воздухе. Взращивание растений. Посадка семян, цветов, фруктовых деревьев. Свободные игры и постройки из глины и песка.

    Гимнастика. Игры: упражнения пальцев (на рамках), легкий бег и прыжки. Игры в мяч, тележки. Лазанье и хождение по лесенке. Веревочка. Качели. Хоровод. Перебрасывание предметами. Гимнастика порядка: приходить и уходить из комнаты спокойно, не опрокидывая стульев и не задевая столов. Вставать и садиться без шума, выходить из помещения не толкаясь и не крича. Воспитание умения здороваться и прощаться. Ни военной, ни сложной (ритмической) гимнастики не допускается!!!

    Упражнения органов чувств. Ощущения тепловые, тактильные мускульные, весовые, чувство направления (хождение по начерченной линии). Ощущения вкусовые и обонятельные: цвета, памяти зрения, расстояния. Ощущения слуховые: шумы, звуки.

    Пение: подражательные упражнения отдельных гласных и слогов. Упражнения на различных тонах (ударные инструменты). Короткие законченные фразы, имитирующие простые мелодии. Короткие мелодии из звуков малой октавы, соединенные с медленными движениями. Упражнения голоса и слуха: мелодия, построенная на какой-нибудь диатонической гамме, всегда в унисон, сопровождается движениями, то медленными, то ускоренными. Пение в зале и на воздухе. Всего 5 – 10 минут. Пение должно служить для удовольствия и воспитания детей, а не для удовольствия воспитателя. И Боже упаси, не для публики!
     
    Всегда следует выбирать мелодии тихие, медленные, доступные и легкие. Надо прислушиваться к тем мотивам, которые дети всего мира напевают про себя. Среди них можно кое-что выбрать и по ним можно судить о музыкальном вкусе и способностям детей. Надо только умело направить и развернуть этот естественный путь. Надо помнить, что все органы детей находятся в состоянии развития, а потому они очень нежны. Не нужно много песен: пусть повторяют 5 – 6 старых. Дети консервативны и любят возвращаться к старому. Инстинктивная потребность в ритмах и музыке заложена в ребенке с рождения.
     

    Из главы «Воспитание моральное и общественное»
    и «Воспитание интеллектуальное и эстетическое»
     
    Воспитание моральное и общественное складывается из воспитания инстинктов, привычек и чувствований и воли ребенка. Его можно выразить приблизительно в правилах: 
    сдерживать но не притеснять;
    управлять, но не ограничивать до крайнего предела.
     
    Очень трудно систематизировать нормы и правила этого воспитания. Каждому отдельному ребенку нужно подходить индивидуально, с любовью и верой.

    Стремление к подражанию общественным нормам, инстинкт выбора действий, сравнение вещей и явлений представляет собой основания так называемого морального воспитания. Оно так же как физическое и интеллектуальное зиждется на самовоспитании.

    Слова-приказания допустимы только в самых редких случаях. Их заменяют намек, взгляд, совет, ласка. Весь строй жизни в детском саду должен быть таков, чтобы ребенок чувствовал спокойствие, видел примеры добрых отношений. Необходимо будущего человека приучать быть господином над самим собой. Свобода это верно, но всякое явно выраженное действие, вредящее самому ребенку или его товарищам, должно быть подавляемо немедленно и кратко, без излишних разъяснений, так как пояснения затемняет его сознание.

    ВОЛЯ. Короткие упражнения (2 – 5 минут) в абсолютном молчании. По приглашению воспитательницы такие упражнения возбуждают в ребенке чувству собственного достоинства, учат управлять своими мускулами, удерживать свой язык, приучают к терпению. Эти упражнения являются прекрасной гимнастикой воли, успокаивающей всю нервную систему. Их можно варьировать по усмотрению воспитательницы, применяясь к обстоятельствам: они представляют собой не только гигиенический покой нервной системы, но и самый лучший стимул задерживающих волевых центров. Гимнастика воли, как и гимнастика мускул тем более приносит пользы, чем охотнее исходит от самого ребенка. В человеке моральная и социальная воля тем сильнее выражается, чем больше он хочет управлять собственными инстинктами и чувствами.

    ЧУВСТВОВАНИЯ. Результат работы ребенка есть его собственность. Ребенок может подарить и поделиться им с матерью, с воспитательницей, с товарищем. Все равно, что бы это ни было: классная работа, или выращенный в саду плод. Выставка работ не допускается.

    Ребенка надо оберегать от грубых слов и поощрять в словах ласковых и нежных, не впадая, конечно, в смешную и неискреннюю слащавость. Все, что вызывает детскую симпатию к людям, поддерживать неуклонно.

    В этом возрасте ребенок еще не способен воспринимать идею Родины, и не следует раньше времени развивать этого чувства.

    Следует поддерживать симпатии к животным, растениям и уважения к вещам.
    Не вводить ничего, внушающего страх: ни рассказов, ни намека на страх наказания… Всем доверие, снисхождение, жалость.

    Сообщение сведений. Ни одного слова, которое не пробуждает в ребенке ясного и отчетливого представления о предмете! Надо соизмерять свои слова с возрастом детей, выбирать самые простые и ясные формы выражения для объяснения явления или образа. Лучше ничего не сказать, чем забросать ребенка многими ненужными словами.

    Гораздо важнее слов подобрать для детей материал для занятий при котором развилась бы активность ребенка, способность видеть, сравнивать, то есть дать средство к выработке умения наблюдать посильно его возрасту и развитию.

    Предметные уроки. Они должны идти с дидактическим материалом и быть очень кратки и хорошо построены. Картинки и рисунки должны быть художественны, представлять одну или немного фигур, изображающих людей, животных, растения, домашние предметы.

    Язык. Дети говорят, чтобы сказать то, что они думают. Их надо выслушивать, но не слишком поощрять в этих свободных разговорах. Работая, ребенок, если работа поглощает его внимание, молчит. И даже высказывает досаду, когда его отрывают вопросом, требуют ответа. Говорить с детьми надо немногословно, голосом ясным и тихим, не торопясь и не волнуясь, избегая диалекта. Надо обращать большое внимание на дефекты речи, прибегая тогда к специальным упражнениям в произношении звуков, слов и слогов, гимнастике дыхания и пению.

    Воображение и вкус ребенка Прежде всего надо, чтобы помещение, в котором ребенок проводит время, было красиво: с немногочисленными, но художественными картинами, живыми растениями и цветами. Другими средствами для этого служат:
    изучение цветов и простых форм дидактического материала,
    рисование – свободное и срисовывание простых и красивых форм, раскрашивание готовых контуров, знакомых предметов,
    легенды и сказки,
    пение,
    легкие и незаметные наталкивания детей на наблюдение предметов простых и прекрасных: цветок, бабочка, лист.
     
    При воспитании маленького ребенка надо незаметно помогать ему совершать и творить красоту доступную детскому возрасту, изо дня в день, так, чтобы не истощать его духовных сил – легко и радостно. Несвоевременное развитие эстетического чувства в маленьком ребенке представляет собою большею часть уродство.




    Источник: http://www.montessori.ru/montessori/publication/love_teachers.php
    Категория: МЕТОД МОНТЕССОРИ | Добавил: VioletFlame (07.02.2013)
    Просмотров: 440 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2017 HitMeter