В ЗАЩИТУ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ!
Пятница, 26.04.2024, 03:19
Рубрика
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ [12]
МЕТОД МОНТЕССОРИ [23]
ЗНАНИЕ О КОСМИЧЕСКИХ ЧАСАХ ПОМОЖЕТ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА [17]
Форма входа
ПОДЕЛИСЬ ССЫЛКОЙ
Поиск
НОВОЕ НА САЙТЕ
  • Жил был маленький свет
  • АНТАХКАРАНА САЙТА

    как пользоваться?
    НАШИ САЙТЫ
  • ФИОЛЕТОВОЕ ПЛАМЯ. УЧЕНИЯ ВОЗНЕСЕННЫХ ВЛАДЫК
  • АШРАМ ЭЛЬ МОРИИ
  • КРАСОТА СПАСЕТ МИР
  • ПУТЬ К ИСЦЕЛЕНИЮ
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Мини-чат


    Приветствую Вас Гость
    Главная » Статьи » ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ » МЕТОД МОНТЕССОРИ

    Мария Монтессори. ВТОРАЯ СТУПЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ
    ВТОРАЯ СТУПЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ

    от 7 до 12 лет

    Переход от первой ко второй ступени образования заключается в переходе от материального, сенсорного плана действий к абстрактному.
     
    Первая ступень по большей части решает моторные и сенсорные задачи; вторая – моральные и интеллектуальные.  

    Главным на первой ступени является нахождение связей между объектами и наблюдение за внешним миром с помощью ощущений. В то время как на второй ступени появляются средства для изучения того, что происходит в другой  области.
     
    Это начало ориентации в области морали, потому что именно в это время  ребенок начинает оценивать поступки других людей.  

    Одной из характеристик этого возраста является увлеченность ребенка собственными действиями и его желание знать, соответствуют ли его действия правилам. В результате в его сознании возникает проблема добра и зла. Все это является частью особой чувствительности  сознания ребенка этого возраста и является совершенно естественным.

    Я не могу долго останавливаться на этой теме, но я прошу вас запомнить, что этот возраст, от 7 до 12 лет, особенно важен в моральном образовании ребенка.
     
    В душе ребенка происходит утончение, которое  требует от взрослого особо точного обращения, а также знаний о происходящих психологических изменениях.

    Мы видим, что на первой ступени образования учитель должен обладать большим тактом, чтобы не вмешиваться в собственную деятельность ребенка, которая в это время является по большей части моторной и сенсорной.

    На второй ступени эта деликатность должна быть распространена на моральную жизнь ребенка, потому что именно это является основной задачей данного возраста.

    Это может звучать необычно, так как многие думают, что вопросы нравственности возникают перед ребенком значительно позже.

    А если пропустить период, когда природа дает человеческой душе особую чувствительность к нормам морали, то можно даже подумать, что эти вопросы не возникают никогда. Если в соответствующий сензитивный период не развить нравственные качества человека, тогда на более поздней стадии возникнет трудно преодолимая ситуация, которая потребует внешних усилий для социальной адаптации.

    Чтобы пояснить это, позвольте привести пример. Давайте возьмем для примера нечто, имеющее глубокие корни в нравственной концепции человеческого общества: справедливость.

    Чувство справедливости рождается в душе ребенка в сензитивный период одновременно с пониманием связи между действиями и потребностями детей вокруг него. 

    Это чувство справедливости не является врожденным, но укореняется в человеческой душе, и его развитие можно изучать, наблюдая развитие ребенка. А если этого не произойдет, то возникнет совершенно иная идея справедливости.

    Справедливость, как ее традиционно понимают дома и в школе, может рассматриваться как «распределительная справедливость»: все для всех должно быть одинаковым. Хорошие вещи, которые есть у каких-то детей в одном классе, должны быть поделены на всех детей.  Никто не должен выделяться. Если наказывать, то одинаково, независимо от того, кого наказывают.

    Несправедливость ощущается, когда с одним человеком обращаются иначе, чем с другим. Именно это создает обычно представление о том, что является «правильным», а что – «неправильным».  Что такое это «правильное», как не развитие индивидуальности,  но в эгоистическом и изолирующем чувстве? Это развитие в обычных школах не связано с внутренним развитием, а касается только внешних вещей. А это совсем другое дело.

    Справедливость, связанная с внешними вещами, и справедливость, которая возникает в душе человека, - это две разные вещи. И вторая из них, внутреннее образование, не принимается во внимание в традиционных школах. А «справедливость распределения», связанная с внешними вещами, разрушает естественное человеческое чувство, которое развивается в его душе.
     
    Этот вопрос нравственности очень неясен, поскольку обычно его связывают с внешними правилами, а не с внутренним чувством.
     
    Как мы говорили, этот моральный вопрос – один из тех, которые возникают в возрасте от 7 до 12 лет. Он очень сложный и нуждается в серьезном развитии, так что о нем лучше говорить в конце, а не в начале. Но я говорю о нем сейчас, чтобы вы осознали важность этого факта.

    В этом возрасте есть и еще один феномен: возможно большое интеллектуальное развитие, связанное с переходом от материальной к абстрактной фазе.  

    Есть три момента, на которые следует ориентироваться:
    1. потребность ребенка выйти за пределы традиционно принятого узкого круга семьи и школы;
    2. значительное интеллектуальное развитие;
    3. построение моральных устоев в человеческой душе.
    Выход за пределы привычного круга означает потребность в приобретении социального опыта, который  позволит ребенку упражнять и формировать нравственную чувствительность, а с этим связано и все развитие культуры.

    Отталкиваясь от этого, мы можем проследить отдельные стороны образования, и в результате прийти к пониманию связи с тем, чем ребенок занимался на первой ступени.

    Там были упражнения в практической жизни, входящие в пределы, считающиеся возможными для ребенка этого возраста. Там были упражнения в координации движений, которые приводили к совершенству, также необычному для дошкольников. Два этих направления вместе приводили ребенка к независимости.

    На второй ступени недостаточно только продолжать эти упражнения, поскольку сейчас ребенок уже независим. И все упражнения, направленные на совершенствование движений, не являются далее необходимыми,  потому что уже достигнута координация. Что произойдет, если мы будем продолжать развивать эти вещи? Ребенок просто будет становиться все более и более совершенным в чем-либо – в накрывании стола, например, или станет столь совершенным в правилах хорошего тона, как придворный.  Но давайте представим, что, то же самое социальное поведение переносится на другое поле действия; например, на помощь страдающим людям. Это тоже социальные отношения между людьми, но это нечто иное по сравнению с умением вежливо здороваться.
     
    Если на первой ступени обучения очень важно было научиться не сталкиваться с другими людьми при движении, на следующем этапе важно научиться «не задевать» – не обижать, не оскорблять людей. Если на первой ступени  для ребенка было трагедией уронить и разбить что-либо, так что окружающие старались помочь и успокоить его, то на второй ступени ребенок осознает, что такое добро.

     Но даже в стремлении совершать добрые поступки он может быть не успешен – но у него есть внутреннее чувство, что он сделал что-то, что не является добром.  Это показывает соотношение между двумя ступенями обучения.

    Вчера я говорила, что движение бойскаутов очень важно для этого возраста, потому что дает возможность более широкого круга социальных отношений  и в то же время оно устанавливает совершенно определенные нравственные принципы. Именно это и привлекает детей; они объединяются вокруг определенных нравственных принципов, которые принимаются ими.  Один из них заключается в том, что необходимо помогать слабому. Другой – в том, что все члены сообщества обязуются не делать определенных вещей.

    Это дает определенное чувство нравственной ответственности  и в то же время чувство достоинства, что и привлекает детей этого возраста.

    И в то же время это стартовая точка для определенного нравственного поведения, которое, учитывая уровень требующихся усилий, считается превосходящим возможности этого возраста.  

    Maria Montessori, London, 1939
    Пер. Н. Смирновой  


    Категория: МЕТОД МОНТЕССОРИ | Добавил: VioletFlame (16.08.2013)
    Просмотров: 1070 | Теги: интелект, этика и поведение, мораль, добро, Маярия Монтессори | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2024