Сегодня – День Матери в нашей стране.
Как маме школьника мне часто приходится размышлять, чему и как учат наших детей в школе. И каждый раз чувствую бесполезность даже предпринять попытку что-то изменить. Внутренне понимаю, что позиция изначально неверна, что если принимать активное участие в жизни хотя бы класса, где учится твой ребенок (не говоря о школе в целом), организовывать экскурсии, поездки, другие интересные мероприятия, общаться с одноклассниками сына и т.д. – можно чуть-чуть изменить ситуацию в отдельно взятом классе, во взаимоотношениях детей – но никак не в отношении учителей к детям и не в общепринятых принципах построения образовательной работы в школе. И, конечно же надеешься, что учитель будет заинтересован в мероприятиях, помогающих детям сблизиться, найти общие точки соприкосновения, потому что у тебя тоже есть работа, за которую ты несешь ответственность (я – педагог-дошкольник), в которую ты вкладываешь душу.
Я знаю, что в нашей стране есть школа, в которой на детей не кричат, в которой помогают почувствовать себя Человеком, помогают развить ребенку в себе самые лучшие качества., что даны ему изначально от Бога (или от природы – кому как удобнее формулировать), где возрождают интерес к образованию себя (в прямом и переносном смысле) И насколько понимаю суть системы Марии Монтессори, в этой школе, ведая об этом или нет, придерживаются основных ее взглядов на ребенка. По крайней мере, девиз Монтессори для работы с детьми «Помоги мне это сделать самому» работает в этой школе на сто процентов, и многое другое перекликается с идеями этого великого педагога.
Я говорю сейчас о школе Михаила Петровича Щетинина. Слышала о ней давно, очень расплывчато, знала, что школа – особенная, но без подробностей об особенностях. Лишь недавно решила поинтересоваться, что там происходит, благо информации в интернете (и положительной и отрицательной) – море. Заглянула на сайт школы. Знаете, какую радость и надежду почувствовала от того, что есть Школа! И, может быть, есть и другие подобные, просто пока не знаем. Возникло желание съездить туда вместе с сыном и посмотреть своими глазами, и, может быть, остаться там... Хочется всем матерям подарить в этот день надежду, что подобные школы получат поддержку и распространение в нашей стране, что когда-нибудь не придется отвозить ребенка за тридевять земель, чтобы дать ему возможность вырасти и окрепнуть без озлобления и обиды на школу, без ненависти к процессу обучения.
Хочется в заключение привести выдержку из интервью М.П. Щетинина какому-то журналу. Его слова лучше всего дают понять его позицию в отношении к ребенку, а также говорят о роли матери (перекликаюсь с сегодняшним праздником) в формировании индивидуальности ребенка.
«Человек внутри себя несёт систему жизненных ценностей, которую мы утверждаем. Внутри себя мы имеем школу божественного движения к истине. Она есть у каждого! Я это знаю как профессионал: никогда не присваивай себе то, что не является твоим. Ты можешь только сам себя отдать тому, чему мы все принадлежим. Когда мы к миру прикасаемся, мы ему отвечаем. Когда он нас трогает, мы начинаем впервые себя ощущать. Вы никогда не думали о том, что когда к нам обращаются, мы начинаем себя осознавать? И кто, зачем и каким образом к нам прикасается – так мы к себе и относимся. Мы – это не наше суждение о себе, а тех, кто вокруг нас. И слава Богу, что есть те, кто судит о нас с любовью. Тогда мы начинаем эту любовь к себе нести.
Для ребёнка очень важны прикосновения учителя любовью, а не ненавистью, не упрёками. Никогда не судите ребёнка, никогда не говорите ему о недостатках, никогда не произносите вслух, что он что-то делает плохо! Не корректируйте его поведение, указывая на то, где он неправ, – корректируйте, указывая на то, где он прав! Только вскользь можно заметить, где он сделал не так, но акцент делайте только на хорошем! Иногда бывает так: мама на собеседовании начинает рассказывать, как нехорошо в такой-то ситуации поступил ребёнок, какие плохие поступки совершил. Тогда я прошу ребёнка выйти и говорю ей: это был последний раз, когда вы сказали о своём сыне плохо. Вы – мама, вы самое лучшее, что у него есть. Вы – его защита. Как же вы в его присутствии говорите мне о его недостатках?! Вы же убиваете самое главное в нём! Он же вырос на вашей любви. Вы его не принижайте, а превозносите! Перебаловать детей можно, а перелюбить – нет. И не бойтесь, ваш сын не испортится, потому что вы его мама. Это первое и последнее слово, которое он произнесёт в своей жизни. Никогда о ребёнке не говорите плохо! Запретите это себе! И даже если он что-то украл, не кидайтесь его уличать, тем более, доказывать, что он это сделал! Как только вы докажете, что он украл, - с этого момента маленький человек станет вором. Ведь поняв, что сделанное им плохо, что вам от этого больно и горько, он тут же отрёкся от своего поступка, потому что вором быть не хотел. Это же и есть избавление от греха. Зачем же ты, мать, начинаешь ему доказывать: нет, ты совершил этот грех! Разве недостаточно того, что наш главный учитель сказал: пусть бросит в меня камень тот, кто без греха? Вот из таких понятий, убеждений, принципов и строится наша школа. Это ли не здравый смысл?»
Михаил Щетинин: «Всё в этой жизни касается лично меня!»
Петрова Светлана
30.11.2014
|