В ЗАЩИТУ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ!
Суббота, 04.05.2024, 17:35
Рубрика
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ [12]
МЕТОД МОНТЕССОРИ [23]
ЗНАНИЕ О КОСМИЧЕСКИХ ЧАСАХ ПОМОЖЕТ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА [17]
Форма входа
ПОДЕЛИСЬ ССЫЛКОЙ
Поиск
НОВОЕ НА САЙТЕ
  • Жил был маленький свет
  • АНТАХКАРАНА САЙТА

    как пользоваться?
    НАШИ САЙТЫ
  • ФИОЛЕТОВОЕ ПЛАМЯ. УЧЕНИЯ ВОЗНЕСЕННЫХ ВЛАДЫК
  • АШРАМ ЭЛЬ МОРИИ
  • КРАСОТА СПАСЕТ МИР
  • ПУТЬ К ИСЦЕЛЕНИЮ
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Мини-чат


    Приветствую Вас Гость
    Главная » Статьи » ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ » МЕТОД МОНТЕССОРИ

    Как выбрать детский сад

    Как выбрать детский сад

     

    Выбирая детский сад для своего ребенка, многие родители теряются в том многообразии программ воспитания и образования, которые  разные детские сады взяли за основу своей работы. Каждый сад считает свою программу достойной, имеющей свои большие плюсы, из-за которых она и была выбрана.

               На практике испытав многие из этих программ ("Детство", "Радуга", "Истоки", программа Васильевой), а также имея общие представления о других, могу сказать, что у всех этих разработок есть одна общая черта - направленность на фронтальные формы работы с детьми, т.е. на работу одновременно с большим количеством детей. На фронтальной форме построен весь режим детского сада, в т.ч. занятия, предназначенные для целенаправленного формирования определенных знаний, умений и навыков.

              Поскольку наш сад уже четыре года работает по педагогической системе, разработанной итальянским педагогом, врачом, философом Марией Монтессори, мне хочется рассказать именно о ней. Эта система пользуется огромным спросом во всем мире, в том числе в центральных регионах нашей страны. Во многих развитых странах (Япония, Германия, Голландия, Италия, США,,,) она является одной из ведущих систем воспитания и образования детей. Но, к сожалению, о ней мало что известно в глубинке России. Даже студенты педагогических вузов и колледжей имеют лишь приблизительные представления о системе М. Монтессори, и зачастую эта информация бывает искажена домыслами тех, кто не понял ее сути.

            Почему же наш сад, частный, элитный, независимый от муниципальных и прочих управленческих организаций, выбрал именно эту систему?

             Мы приняли идею Марии Монтессори о том, что ребенок по своей природе не является пустым сосудом, который родители и педагоги должны как можно раньше заполнить всевозможными знаниями и умениями. В ребенке изначально природой заложено все, что необходимо ему, чтоб стать полноценной, зрелой личностью с системой собственных убеждений и с собственным, осознанным отношением к миру. Чтобы задатки эти проклюнулись в ребенке, необходимо создать благоприятные условия для их развития.

            Наблюдая за развитием детей, Мария Монтессори обнаружила характерные склонности детей, присущие примерно одному возрастному отрезку. Например, дети 1 -3 лет очень чувствительны к порядку - как в окружающей обстановке, так и в повседневных делах. Нарушения в привычном для них укладе часто вызывают непонятные для родителей крики, плач. Дети 4-5 лет склонны подолгу "писать" буквы, символы, что-то похожее на настоящие слова. Такие массовые склонности она впоследствии назвала сензитивными периодами. Сензитивные периоды проявляются в обостренной чувствительности ребенка к определенным видам деятельности, и в основе их лежит бурное развитие разных зон головного мозга, отвечающих за овладение определенными знаниями и умениями.

             Когда, к примеру, начинает развиваться зона, отвечающая за формирование речи, ребенок становится очень отзывчив на словесное окружение. Он внимательно следит за движениями губ матери, пытается в точности повторить звуки, которые она издает. Позже - с упоением слушает стихи, сказки, непроизвольно, с легкостью их запоминает, с удовольствием пересказывает и т.д.

            Дети в возрасте до шести лет способны с легкостью и на всю жизнь овладеть всеми основными жизненными навыками, если дать им возможность реализовать все сензитивные периоды, подаренные природой. При этом нет необходимости упрашивать, убеждать, давить на ребенка, заставляя его учить буквы, цифры, нудно заучивать какие-то понятия, не связанные напрямую с его жизнью (названия городов, стран, растений...) Поэтому понятно, насколько важно вовремя поймать каждый такой период, ведь возникнув однажды, реализованный или нет, он через какое то время исчезает навсегда.

            Но как же это сделать? Ведь несмотря на то , что сензитивные периоды присущи каждому ребенку и наступают примерно в один возрастной период у всех, тем не менее время, когда конкретно это произойдет и сколько будет длиться, у каждого ребенка сугубо индивидуально! Как сделать это в группе из 25 детей одного возраста, особенно если учесть, что сензитивные периоды есть практически для любой деятельности ребенка: для восприятия цвета, формы, размера, для звуковысотного восприятия, для формирования навыков письма, чтения, счета, которые родители считают почему-то важнее, чем формирование самостоятельности и реализацию потребности в разнообразных движениях (а у этого тоже свои сензитивные периоды).

              Возьмем, к примеру, занятие по математике в группе пятилетних детей. Тема занятия - число 10. В группе 26 детей. Из них часть - "шустрики", часть - "мямлики", часть - средненькие, но тоже очень хорошие. Помимо этого несколько детей пропустили предыдущие занятия и отстали, несколько  - давно считают до ста, им скучно, несколько в данный момент больше интересуются животным миром или рисованием, а поэтому им число 10 абсолютно "до лампочки"... В итоге запланированная тема актуальна лишь для 4 - 5 детей из 26-ти. Остальные просто вынужденно сидят и внимают педагогу. Причем сидеть, как правило, нужно смирно, иначе "ай-яй-яй!" - мешаешь учителю.

            Как же можно удовлетворить интересы и склонности каждого из 26-ти? Возможен ли такой индивидуальный подход к ребенку в детском саду?

            Мы говорим - да! Когда ребенок занимается по системе Марии Монтессори, у него есть все шансы реализовать все сензитивные периоды, положенные ему природой, а значит - раскрыть весь свой потенциал без насилия над собой (без стрессов и неврозов)

            Каким же образом Мария Монтессори смогла этого добиться?  Наблюдая за детьми , она разработала ряд уникальных материалов, помогающих детям самостоятельно овладевать различными знаниями и умениями. Каждый материал имеет свое постоянное место в среде, вся среда разделена на пять логически выстроенных зон:

    - зона практических умений и навыков

    - зона развития сенсорики

    - зона математики

    - зона русского языка

    - космическая зона

             В зоне практики ребенок учится аккуратно переливать воду разными способами, пересыпать крупы, нанизывать разные предметы, мыть руки, стирать, вышивать, готовить простые салаты, чистить обувь, мыть посуду, овладевает разными видами застежек (от пуговиц до шнуровки) и прочими вещами, необходимыми для независимой от взрослых жизни. Попутно с этим развивается координация движений, мелкая моторика, необходима при письме в школе, а также формируется концентрация внимания, без которой в школе также нечего делать.

             Сенсорная зона содержит в себе материалы, направленные на развитие всех видов восприятия: зрительного, тактильного, вкусового,  слухового и пр. Здесь ребенок также знакомится со всеми основными сенсорными эталонами (цвет, форма, размер, вес, вкус, стереогностика и т.д.) - что является, по сути, базой для его интеллектуального развития.

             Математическая зона вводит ребенка в мир чисел сначала от 0 до 10, затем знакомит его с построением десятичной системы, позволяет овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения, деления, знакомит с числами до 1000 и больше, учит правильно записывать и читать многозначные числа, знакомит с миром дробей.

              В зоне русского языка находятся материалы, позволяющие развить и укрепить моторику ведущей (пишущей) руки, овладеть звуковым составом речи, познакомиться с буквами как печатными, так и письменными, овладеть навыками  письма и чтения, познакомиться с частями речи и предложения, развить чувствительность к грамматическим формам языка.

             В зоне космоса ребенок может получить элементарные представления из области биологии, географии, ботаники, физики, химии, представления о времени.

             Помимо этого есть двигательная зона ("шумная"комната), где ребенок, не мешая другим, имеет возможность удовлетворить свою потребность в движении. Эта потребность удовлетворяется также в процессе всей работы с материалами, поскольку дети не привязаны к одному конкретному месту, они могут свободно передвигаться в пространстве всей группы, работать по выбору за столом или на коврике на полу, менять позу в соответствии с потребностями тела.

             Группа разновозрастная, вместе находятся дети от 3 до 7 лет. Это является гарантией, что все 26 человек не захотят одновременно работать с одним и тем же материалом (все материалы в единственном экземпляре), поскольку сензитивные периоды у них разные. Кроме того, это дает возможность ребенку побывать в роли от самого младшего до самого старшего, примеряя разный уровень ответственности за атмосферу в группе. И еще - дети с удовольствием учат друг друга и учатся друг у друга, и порой объяснения старшего ребенка бывают гораздо доступнее для малыша, чем объяснения педагога.

            Помимо среды и как часть ее  - сам педагог. Педагог совершенно особый. Не тот, что в центре и "Слушайте все меня!", а тот, кто внимательно наблюдает за каждым ребенком, отмечает для себя его достижения, замечает возникающие интересы и может предложить материал, именно сейчас необходимый вашему малышу.

            Поведение ребенка  регулируется правилами группы, которые ему понятны, обоснованы и поэтому достаточно легко принимаются.

             Пребывание в такой среде дает на первый взгляд уникальный, но,  тем не менее вполне закономерный результат. К шести годам дети самостоятельны, независимы, а потому – с развитым чувством собственного достоинства. Они способны к самостоятельному выбору, умеют видеть и исправлять ошибки и не воспринимают их как нечто ужасное и постыдное. Дети способны самостоятельно в течение длительного времени (до 40 и более минут) заниматься выбранной деятельностью, доводить ее до конца, приводить в порядок рабочее место. Дети умеют писать, читать, считать, имеют представление о том, что весь мир состоит из взаимосвязанных друг с другом частей и об ответственности человека за состояние мира в целом. Как правило, эти дети доброжелательны, открыты, спокойны, уверены в себе. И им нравится учиться!!!

            Несмотря на то, что система М. Монтессори разработана на Западе, она дает свои неизменные результаты во всех странах мира, поскольку способна учитывать культурные и национальные особенности любого народа.

             Учитывая все выше сказанное, наш детский сад и выбрал за основу именно эту программу. Мы видим результаты в наших детях. Спасибо, Мария Монтессори!

            Света Петрова

    г.Ижевск

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Категория: МЕТОД МОНТЕССОРИ | Добавил: эльмория (03.03.2011)
    Просмотров: 1095 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2024