В серии выпусков нашего журнала я хочу
познакомить вас с моей научной диссертацией "Объективная поддержка души в
процессе ее эволюции".
Название моей диссертации "Объективная
поддержка души в процессе ее эволюции" - одна из многих фраз Марии
Монтессори, описывающих цели ее уникального преподавания. Данное великолепное
определение в корне превосходит пределы нынешнего понимания воспитания и
характеризует Монтессори не просто как учителя. Предисловие к моей диссертации
объясняет некоторые термины, используемые Монтессори, для полного понимания
темы, раскрыва емой мной.
Что подразумевала Монтессори под определением
"душа и ее эволюция", ради которой мы должны строить объективную
поддержку? Оксфордский американский словарь дает следующее определение души -
"духовный или бессмертный элемент личности" (1980, с.874) и духа -
"разум или чувства человека, его одушевляющий принцип, отличный от
тела" (1980, с.882). Итак, изначально мы подразумеваем нефизические
частицы человека.
Слово "духовный" не обязательно
подразумевает "религиозный". Я слышала мнение о том, что работы
Монтессори должны квалифицироваться как религиозные, поскольку она часто
употребляла в них слово "духовный". Однако Поль Бейерс в своей статье
"Духовность в школе" (1992) указывает на то, что "религии дают
конкретные ответы на глобальные человеческие вопросы, касающиеся мироздания и
значения жизни. Духовное относится к глобальным вопросам отдельного человека на
его собственные вопросы". Мне нравится это дифференцирование и акцент на
космических вопросах.
Элизабет Каспари - личный друг и ученица
Монтессори, неустанно повторяла своим студентам: "Монтессори принесла
послание, а не метод" (Из личного общения с Э.Каспари, 1980). Это послание
многогранно и многоступенчато. Исследование материалов этого семестра укрепили
мою точку зрения о том, что послание Монтессори - целиком духовное, и посвящено
возможности каждого ребенка выражать полноту его уникальной идентичности или
личности.
В своей диссертации я исследовала несколько
ключевых концепций, описанных в работах Марии Монтессори "Формирование
человека и непринужденность воспитания", "От детства к
юношеству", которые получили дальнейшее развитие в книге ее внука Марио
Монтессори "Воспитание и человеческое развитие", а также в книге Дж.
Кришнамурти "Воспитание и значение жизни".
Первая концепция: что такое образование? Каковы
его задачи? Это жизненно важная тема, которая включает в себя понятия,
распространяющиеся далеко за пределы школы. Исследования этого вопроса в
указанных трудах позволяют нам сформулировать совершенно новую концепцию
образования, включая человеческое развитие и формирование личности каждого
ребенка, а не просто учебный план преподавания. Определение личности согласно
Оксфордского Американского Словаря: "отличительные черты характера
человека".
Монтессори обращает наше пристальное внимание
именно на личность каждой души: "Мы должны помнить, что надежными
ориентирами воспитания являются личности воспитываемых детей" (Монтессори,
1973).
Вторая концепция задает вопрос о фундаментальном
отсутствии знания о новых направлениях воспитания, заданных Монтессори.
Исследования этого вопроса привели нас к интереснейшим концепциям Марии
Монтессори о "двух полюсах человечества - взрослых и детях", и об
истоках глубоко укоренившихся предубеждений взрослых против детей. Сама
Монтессори считала, что выявление ею существования этих предубеждений является
одним из ее самых огромных вкладов в науку (Монтессори, 1955, с.22).
Третья концепция касается духовной трансформации
взрослого, участвующего в полной мере в процессе воспитания по методу
Монтессори. Монтессори часто пишет об эволюции и посвящении преподавателей
(Монтессори, 1967, с. 141). Для того, чтобы помогать "строить объективную
поддержку душе в процессе ее эволюции" необходимо не только знать предмет
изучения. Цель третьей главы моей диссертации - исследование того, что говорят
Монтессори Кришнамурти об учителе, его роли и подготовке учителей.