Духовность в детях. Как она выражается? Как
должна выражаться? Все основные религии мира продумали способы, как лучше
передать детям свои религиозные догматы и веру. Да, духовность в детях не
означает одного лишь понимания религиозных принципов. Духовность обладает и
другими важными аспектами, эмпирическим аспектом - пребывает ли ребенок в Боге.
Когда ребенок действует в союзе с духом, он становится мощным орудием добра в
мире.
Простое утверждение Архангела Рафаила (
"Жемчужины Мудрости", Т.36, № 15, с. 201) ясно демонстрирует силу
духовности детей:
"Миллионы ангелов отвечают на молитву
одного ребенка, преклоняющего колена в вечерней молитве, которой обучили его
отец и мать".
Много лет назад Марк рассказывал, что один
маленький ребенок в воплощении держал баланс за всю южно-американскую страну.
Конечно же, в этом случае мы не имеем в виду религиозные догмы. Родители и
учителя должны начать с предпосылки о том, что ребенок является мощным орудием
добра в мире только из-за того, что родился в теле, которое физически
закрепляет свет Бога.
По мере роста детей мы задумываемся о том, как
подготовить среду, которая будет способствовать духовному росту. Какие условия
необходимы, чтобы поддержать врожденный сонастрой ("бытийность") с
Богом? Мне на ум приходит уединение - уединение от гама семейной жизни, когда
ребенок находится один в своей кроватке или на природе, тихо лежит или играется
сам в течение небольшого промежутка времени.
С детьми более старшего возраста можно в течение
5-10 минут проводить ритуал "нахождения в Боге". На это время
необходимо остановить всю деятельность в доме. Этот ежедневный ритуал укрепит
вхождение в тайную обитель сердца. После этого ритуала члены семьи могут поделиться
друг с другом своими впечатлениями. Этот ритуал отличается от ритуала семейного
чтения велений, но можно их совместить.
Другое условие духовного роста - создание
атмосферы, способствующей познанию переживания Бога. Наше Учение отличается от
других тем, что мы понимаем, что являемся Богом в становлении, что у нас есть
душа, которая пришла от Бога и вернется к Нему. У нас есть настоящее, прошлое и
будущее.
Какой бесценный дар для ребенка обрести
понимание того, что душа имеет историю, что у него есть особая миссия,
санкционированная Богом, а также будущее сотворчества со своим
Бого-Присутствием.
Когда ребенок описывает свой духовный опыт и
задает вам вопросы, вы можете ответить ему в контексте определенной ситуации.
Не стоит отвечать так, как один родитель ответил ребенку, когда тот
рассказывал, как играл с элементалами: "Я не знаю, откуда ты
пришел!".
Конечно, такой ответ очень быстро отбивает у
ребенка охоту. Третий элемент создания духовной атмосферы: научите детей
медитировать, визуализировать и использовать Слово в сочетании с первыми двумя
навыками.
Вот очень мощные методы сонастроя ребенка со
своим внутренним учителем, со своей духовной сердцевиной. С раннего возраста мы
преподаем детям о том, что их слова важны для Бога, что их сердца обладают
огромной силой, и что Бог может использовать их, чтобы помочь другим людям,
только потому, что они знают, что являются продолжением Бога.
Мы не будем говорить им о том, что только Владыки
в состоянии делать добро. Мы хотим, чтобы дети осознали, что Бог будет
проявлять Свой план на Земле через их руки, их ноги, их сердца, их слова, их
мысли и чувства. Это наделяет детей чувством собственного достоинства и
помогает установить правильные взаимоотношения с Христосознанием.
Вот какое мощное наследие мы должны передать.
Многие из нас воспитывали детей в Свете и делали самое лучшее в соответствии со
своими знаниями. В некоторых случаях дети избрали Свет, следуя нашему выбору. В
других случаях они предпочли свой. Мы не можем судить о том, было ли наше
воспитание эффективным на основании того, в учении или нет наши дети, хотя,
иногда, мы и судим таким образом.
Оглядываясь на свой 34-летний опыт воспитания
детей при поддержке Марка, Матери и Владык, я думаю, что изменила бы немногое в
системе воспитания: я бы предоставила детям большее количество времени на
уединение, больше бы побуждала детей делиться своими духовными переживаниями,
относилась бы более осознанно и уважительно к стадиям духовного развития детей.
Другими словами, вместо того, чтобы постоянно
фокусироваться на подготовке детей к их миссии, я бы хотела все время помнить о
том, что каждый день является их миссией. "Духовная атмосфера" -
многогранный предмет, я остановилась лишь на очень немногих его аспектах.
Самое важное в создании духовной атмосферы -
любить наших детей, а также всех детей Бога безусловной любовью, так же, как
Бог любит нас. Эта любовь играет огромную роль в балансировании наших грехов,
упущений и указаний.
Мне хотелось бы завершить этот разговор цитатой
Саната Кумары - нашего Бога Отца-Матери:
"Пусть дети общаются с Богом, ибо их души
напитаны любовью, их тела наполнены радостью Христа, пребывающего в их храме,
все их существо получает воспитание на каждом уровне, чтобы они могли идти
вперед и стать победителями, которые поведут эту цивилизацию вперед тогда,
когда все из вас, собравшиеся здесь на Земле сегодня, уже уйдут дальше…".
Санат
Кумара, "Жемчужины Мудрости",
Т.44, № 46, с. 400, The Summit Lighthouse, 18 ноября 2001 г.